Текстовая версия выпуска
С. Спиваковская: Добрый день, уважаемые радиослушатели. С вами снова Правовед, и сегодня очень волнующая тема. По многочисленным заявкам наших слушателей мы поговорим об организации бизнеса в интернете. Сегодня у меня в гостях Марина Деревянко, адвокат и член палаты адвокатов Санкт- Петербурга. Здравствуйте, Марина.
М. Деревянко: Здравствуйте, Светлана.
С. Спиваковская: Тема действительно актуальная, и тут есть о чем поговорить. Давайте начнем просто с регистрации фирмы. То есть, нужно ли нам регистрировать фирму, если мы собираемся в интернете открыть свой бизнес?
М. Деревянко: В том случае, если деятельность проекта будет попадать под определение предпринимательской деятельности, то есть это систематическое извлечение прибыли на свой страх и риск, то в таком случае я, как юрист, должна сказать, что нужно обязательно регистрироваться. Я знаю, что многие предприниматели пренебрегают этим моментом и в принципе не всегда имеют проблемы.
С. Спиваковская: Да?
М. Деревянко: Да.
С. Спиваковская: То есть, по закону мы должны зарегистрировать нашу фирму.
М. Деревянко: Да.
С. Спиваковская: Как мы ее будем регистрировать?
М. Деревянко: Можно выбрать себе одну из форм осуществления деятельности, которые предлагает российское законодательство. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или можно зарегистрировать фирму. Самой популярной формой организации является общество с ограниченной ответственностью, как мы все знаем. Можно зарегистрировать ее самостоятельно, можно воспользоваться услугами фирм, которые осуществляют посредническую деятельность и помощь в регистрации. В принципе, это все не так сложно, но есть специальные моменты, которые касаются именно вот этой профильной деятельности, деятельности в интернете
С. Спиваковская: Давайте об этом поговорим, что это за специальные моменты.
М. Деревянко: Деятельность в интернете требует иногда, помимо регистрации, получение специальных лицензий. В том случае, если деятельность связана с предоставлением услуг хостинга, тогда данный вид деятельности подлежит лицензированию, как деятельность по предоставлению услуг связи. Все зависит от конкретного вида деятельности. В том случае, если это интернет - магазин, например, все зависит от того, какие товары будет продавать интернет – магазин. Для продажи некоторых видов товаров, так же нужна лицензия.
С. Спиваковская: Какие, например? Золотые украшения, аптечные товары?
М. Деревянко: Да.
С. Спиваковская: Дополнительные лицензии необходимы. Я слышала, недавно вступил в силу новый закон о лицензировании. Что этот закон изменил и в чем он усовершенствован?
М. Деревянко: Выход этого закона давно обещали, в частности президент, неоднократно в своих обращениях говорил о том, что у нас слишком много видов лицензирования деятельности. Так как наш президент смотрит здраво на предпринимательскую деятельность, и хочет ее стимулировать, таким образом, одной из государственных задач сейчас является упрощение процедур, что бы бизнес получил возможность действовать без всяких лишних бюрократических формальностей.
С. Спиваковская: То есть закон был направлен на упрощение вот этих процедур лицензирования деятельности?
М. Деревянко: Да, со слов правотворцев, так должно было бы быть, но…
С. Спиваковская: Этого не произошло.
М. Деревянко: На мой взгляд, задача не достигнута.
С. Спиваковская: А, в чем поправки, поясните нам?
М. Деревянко: Я бы не стала сейчас вдаваться в анализ данного закона, возможно, это тема какой-то другой передачи. Мы ожидали, что лицензирование некоторых видов деятельности уйдет, те которые были обозначены в старом законе, но они сохранились. В частности деятельность по защите информации, она как была лицензированной, так и осталась. Это довольно популярное направление.
С. Спиваковская: Это плохо, или хорошо, то, что оно осталось?
М. Деревянко: С одной стороны, это хорошо, в том случае, если государственные органы работают так, как они должны работать. Это, безусловно, защищает права потребителей, права граждан, пользователей и так далее. Сточки зрения бизнесмена, это дополнительная бумажка, дополнительные расходы, дополнительная документация.
С. Спиваковская: То есть, если бы это упразднили, то предпринимателям стало бы легче, они бы получили выгоду?
М. Деревянко: Вот эта деятельность, связанная с разработкой новых систем безопасности и так далее, с одной стороны, здесь нужен повышенный контроль и внимание государства, с другой стороны, этим, помимо больших компаний, занимаются молодые старт-апы, начинающие программисты, которые очень часто делают это ни хуже, даже лучше. Для того, что бы они могли предпринять что-то сами, и заработать на том, что они делают, конечно, было бы лучше, если бы это было проще.
С. Спиваковская: Понятно. А, деятельность по предоставлению хостинга, она подлежит лицензированию?
М. Деревянко: Да, она подлежит лицензированию, как услуги связи. Учитывая то, что если там используются определенные системы, так же будет подлежать она лицензированию по тем параметрам, которые так же будет задействованы.
С. Спиваковская: Скажите, я слышала, что сейчас все крупные медиа - ресурсы в интернете, в частности такой портал, как «Живой Журнал» и множество других подобных порталов информационных, и где предусмотрена возможность блогинга, они обязаны получить лицензию как СМИ, да? То есть, получить статус СМИ? Вот, что вы по этому поводу считаете?
М. Деревянко: Некоторые непонимания того, СМИ это или не СМИ, существовало до нового закона, в прошлом году он, по-моему, вступил в действие, о СМИ.
С. Спиваковская: СМИ в интернете, статус, получили те или иные порталы?
М. Деревянко: Раньше, определение Средств Массовой Информации звучало, как некий ресурс, в котором информация появляется периодически, с целью информирования граждан, я не помню, как точно оно звучит, но оно допускало толкование. То есть, фактически, любой блог личный, мог быть по этому определению мог быть признан СМИ.
С. Спиваковская: Да, я к этому и клоню.
М. Деревянко: Сейчас эта неточность устранена. Критериев определения СМИ стало больше, и только крупные порталы, всякие, которые занимаются этой деятельностью профессионально, которые извлекают из этого прибыль, только они сейчас считаются СМИ.
С. Спиваковская: То есть, мой блог личный, или моя колонка в рамках какого-то интернет журнала, она не является СМИ?
М. Деревянко: Нет, она не является.
С. Спиваковская: Соответственно, это такая зона, в интернете, в которой я могу творить, и никто меня к ответственности призвать не может, за то, что я там пишу?
М. Деревянко: Ваша личная ответственность за то, что вы пишите или говорите, она естественно сохраняется.
С. Спиваковская: А, юридическая?
М. Деревянко: И, юридическая в том числе. Если вы будете призывать к беспорядку…
С. Спиваковская: Ну, конечно, экстремизм разжигать…
М. Деревянко: Да, или кого-то оскорблять. В том случае, если будет возможность отнести вашу виртуальную личность с личностью реальной, то вы как реальный человек, можете быть привлечены к ответственности за собственные действия, как в интернете, так и не в интернете. То есть, ваш личный блог не обязан подчиняться ограничениям, которые накладывает закон о СМИ, не обязан получать специального разрешения на то, что бы осуществлять свою деятельность.
С. Спиваковская: Понятно. С одной стороны, оно дает свободу, с другой стороны не защищает от ответственности.
М. Деревянко: Было бы странно, защищать человека от такой ответственности.
С. Спиваковская: Хорошо, давайте тогда перейдем дальше. Есть некоторые виды деятельности, которые требуют дополнительной регистрации на территории РФ. Что это за виды деятельности?
М. Деревянко: Это то, о чем мы говорили, если ресурс, который является проектом бизнеса, о котором мы говорим, если он является по своей природе СМИ, тогда он должен получать разрешение в установленном порядке. Существует закон о СМИ, там изложен порядок получения регистрации, и правила, по которым ведется деятельность.
С. Спиваковская: Интернет, это же World Wide Web, то есть это всемирная сеть, и мы можем начать бизнес в интернете, который будет ориентирован, скажем на Японию, или на европейский рынок. Где мы должны регистрировать этот бизнес?
М. Деревянко: Так как сеть - глобальная, и есть разные точки зрения на счет того, как определять территориальную принадлежность того или иного бизнеса в интернете, и пока существуют разные точки зрения, нет единого мнения, пока можно свободно определиться с правовым полем.
С. Спиваковская: То есть так. Это как с Арктикой, все страны считают, что им принадлежит там какая-то льдина, при этом никаких правовых границ не установлено.
М. Деревянко: Вы довольно информированы в праве человека.
С. Спиваковская: Спасибо.
М. Деревянко: Очень мало людей знают про права Арктики и Антарктики. Что можно сказать, сейчас, бизнесмены, которые ведут свою деятельность в интернете, они запрашивают информацию о том, где лучше всего зарегистрироваться, и в каком правовом поле провести ту, или иную деятельность.
С. Спиваковская: Ну, и как наше законодательство, оно дает какие-т уникальные возможности для того, что бы стимулировать регистрироваться в нашей стране?
М. Деревянко: Есть страны, которым мы очень сильно проигрываем в этом.
С. Спиваковская: Давайте их упомянем
М. Деревянко: Честно говоря, мы проигрываем большинству стран…
С. Спиваковская: Упоминать долго.
М. Деревянко: Да. За исключением тех стран, которые внесены в черный список Центрального Банка…
С. Спиваковская: Но их мы упоминать не будем.
М. Деревянко: Их мы не будем упоминать, в них осуществлять деятельность мы не рекомендуем, потому что довольно сложно транзакции производить с ними. Так же, есть масса других возможностей, льготное налогообложение кое-где, кое-где поддержка инновационных проектов.
С. Спиваковская: Так что вы советуете бизнесменам, которые обращаются с вопросом о том, где лучше регистрировать свой новый бизнес?
М. Деревянко: Под каждый конкретный бизнес, под каждую конкретную предпринимательскую деятельность, подходит лучше та, или иная страна, поэтому так универсально сказать нельзя. Универсально можно сказать только про те страны, которые внесены в черный список.
С. Спиваковская: Приведите какой-нибудь пример. Какая специфика предпринимательской деятельности лучше регистрировать в России, а какую в другой стране?
М. Деревянко: Например, что касается предоставления хостинга, в России это довольно сложно, из-за того, что может понадобиться не одна лицензия, а сразу несколько, из-за того, что со стороны правоохранительных органов повешенный интерес к этой деятельности, идут разговоры о том, что бы уменьшить свободу в интернете, и так далее. Соответственно, вот эту деятельность рекомендуют осуществлять в правовом поле какой-то другой страны, например Великобритании. Законодательство очень многих стран подходит. Смотря какой вопрос наиболее приоритетен для того или иного бизнеса, либо человек хочет льготного налогообложения, либо он хочет возможность легко поменять учредителя, это все абсолютно индивидуальные схемы.
С. Спиваковская: Скажите, пожалуйста, Марина, бизнес, открытый в соцсети, небольшой магазин товаров. Как быть с ним, какие моменты, особенности, по сравнению с бизнесом в интернете? Потому что всем кажется, что это довольно просто. Я знаю, что социальные сети располагают для этого всеми возможностями, и никто, на мой взгляд, из тех, кто открывает там свой бизнес, не парится о регистрации и так далее.
М. Деревянко: Вот эта кажущаяся простота, и убежденность о безнаказанности деятельности в интернете, которая довольно распространенная в головах у пользователей, это ложное впечатление, по своей природе. В ближайшие годы, я полагаю, ситуация будет меняться, с помощью активных действий правоохранительных органов…
С. Спиваковская: Налоговых.
М. Деревянко: Да. Желательно, все делать юридически правильно. Что касается бизнеса в социальных сетях, был довольно сильный тренд год назад, два года назад, все хотели вкладывать во flash- приложения, которые в социальных сетях.
С. Спиваковская: Они приносят какую-то прибыль?
М. Деревянко: Да. Там есть внутренняя валюта, с помощью которой происходит расчет между пользователем и посредниками. Очень многие люди интересовались этим, я постоянно выступала на конференциях с сообщениями.
С. Спиваковская: И, что вы сообщали на этих конференциях?
М. Деревянко: В целом, предпринимательская деятельность по созданию приложений для работы в социальной сети, она не слишком отличается от деятельности в интернете вообще и от предпринимательской деятельности в частности. Точно так же нужно регистрировать фирму, нужно получать лицензии, нужно заключать договоры с авторами и так далее. К этим формальностям добавляется еще необходимость заключения договора с социальной сетью.
С. Спиваковская: Вот в чем прикол.
М. Деревянко: Да. Естественно, социальная сеть не разрешает вести деятельность безвозмездно на ее территории. Так же помимо договора с социальной сетью, заключается договор с платежной системой.
С. Спиваковская: Сплошные договоры. Вроде какую-то ферму хочешь людям предложить, на работе выращивать козликов, овечек, строить колодцы, а тебе на - один договор, на - другой договор, с платежной системой, с социальной сетью. Подумаешь уже 15 раз, а нужны эти козлики, или нет.
М. Деревянко: Так очень многие, подумают, подумают…
С. Спиваковская: И все-таки сделают, потому что приложений все больше и больше.
М. Деревянко: Это правда, да.
С. Спиваковская: Вы пользуетесь этими приложениями?
М. Деревянко: Какие-то у меня установлены, да, но активным пользователем я не являюсь.
С. Спиваковская: Вы же не платите за них ничего?
М. Деревянко: Я не являюсь ценной аудиторией.
С. Спиваковская: При этом таких приложений, бесплатных, тоже очень много. Они ничего не зарабатывают на этом?
М. Деревянко: Они зарабатывают на размещение рекламы, они аккумулируют пользователей, и потом могут их перенаправлять куда-то, это в последнее время за деньги. То есть, они могут обеспечить поток пользователей в какое-то другое, платное приложение.
С. Спиваковская: Управляют ресурсами.
М. Деревянко: Соответственно, между разработчиками приложений так же ведется деятельность договорная.
С. Спиваковская: Да, расскажите про оформление этих взаимоотношений со спонсорами, с инвесторами, с партнерами по приложениям, если мы говорим о социальных сетях. В интернете тоже ведь действует, баннеры, переходы, направление потока людей, который ты привлек на один ресурс, потом ты его перенаправляешь, незаметно, на другой ресурс. Все это происходит за деньги, друзья.
М. Деревянко: Социальные сети это достаточно важная часть интернета, сейчас. Разрыв между остальным интернетом и социальной сетью он стирается усилиями, как с той, так и с другой стороны, там открывается IP.
С. Спиваковская: Кто?
М. Деревянко: IP социальной сети. Так как «ВКонтакте» открыл свой IP, то, если вы заметили, на каких-то сайтах можно оставить комментарий под своим акаунтом. Раньше, достаточно закрытой системой была социальная сеть, а сейчас формируется традиция, по которой социальная сеть открытая и довольно живая часть интернета.
С. Спиваковская: Действительно, ты уже можешь, прочитав какую-то статью, тебе тут же хочется ее прокомментировать, что бы все друзья «ВКонтакте» увидели, что ты прочитал ее, и что бы они тоже прочитали.
М. Деревянко: Поэтому, мы можем говорить просто о бизнесе в интернете, и проговаривать какие-то особенности, если они есть, для социальной сети. Популярным вопросом от предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в интернет, являются частые проблемы с инвесторами. Я рекомендую привлекать инвесторов профессиональных. Там фиксированные условия, и мне, как юристу, это должно быть не так приятно, чаще там сложнее добиться индивидуальных договоров, но по работе гораздо лучше с профессиональными инвесторами работать, потому что они не вмешиваются в процесс разработки так активно, как просто богатые люди, которые желают инвестировать свои деньги в интернет бизнес. Об этом много говориться в среде этих предпринимателей, которые интернет бизнесом занимаются, они об этом знают, что нужно привлекать «умные» деньги. Здесь важно оформить отношения, и важно оформить так, что бы максимально отразить волю сторон, и защититься от излишнего вмешательства, с одной стороны, или от бессмысленной растраты денег- с другой стороны. Как юрист, я советую составлять письменные договоры, и ничего без договоренности не делать.
С. Спиваковская: При этом интернет - это довольно непредсказуемое поле, в котором сложно предсказать прибыль, которую ты получишь, через какой срок. Как в этом случае просчитать все риски, и убедить инвестора сделать более гибкие условия в договоре?
М. Деревянко: Просчитывают прибыльность проекта, и занимаются привлечением инвесторов немного другие люди, не юристы. Юристы, они пытаются отобразить волю сторон, когда уже основная договоренность достигнута. Отношения с инвесторами, это отношения реальные, не отношения в сети, когда есть проблема заключить договор бумажный. Здесь всегда, по крайней мере, один раз, люди встречаются лично. Если не встречаются лично, то имеют возможность дважды послать по почте бумажный экземпляр договора. Лучше придерживаться этой классической формы, потому что это довольно серьезные отношения, которые должны быть оформлены. Так же, отношения между учредителями тоже интересный вопрос, про который можно сказать мало чего, это все очень индивидуально и зависит от конкретной ситуации, кто финансирует проект, из учредителей, кто будет большую часть работы выполнять, это все должно быть, желательно, зафиксировано, на бумаге записано хорошим юридическим языком.
С. Спиваковская: Павел Дуров был же не одни, когда создавал эту социальную сеть, при этом его имя всегда стоит на первом плане. Никто не знает, какая команда людей и других учредителей участвовали в этом проекте.
М. Деревянко: Очень провокационный вопрос
С. Спиваковская: Я люблю провокации.
М. Деревянко: Я знаю какие-то слухи о том, как это происходило у Павла Дурова, но я думаю, у меня нет полномочий все это комментировать.
С. Спиваковская: Слухи мы обсуждать не будем, конечно, но основной мотив, который я хотела донести в этом вопросе, то, что если вы участвуете вместе с вашим партнером в организации бизнеса в интернете, то не поленитесь оформить правоотношения как два учредителя.
М. Деревянко: Не поленитесь. Сделайте это обязательно.
С. Спиваковская: Ну, а здесь есть какие-то подводные камни, как оформить эти отношения, и внутри коллектива сотрудников, которые делают бизнес в интернете?
М. Деревянко: Про учредителей понятно, что ничего не понятно, зависит от того, кто, чего, сколько…
С. Спиваковская: В каких долях
М. Деревянко: Как они это все планируют, как они это видят. А, с сотрудниками можно описать ситуацию подробнее, потому что это более типичная ситуация. Можно избрать несколько схем. Первая схема, это когда все сотрудники оформляются по трудовому законодательству, и, все что они создают на работе, является служебным произведением. Тогда, помимо трудовых договоров, с ними еще обязательными приложениями являются технические задания, которые составляются для работников, и работники действуют строго в рамках этих технических заданий. Либо, избирается принципиально другая схема, когда сотрудники работают по договору каких-то работ, плюс к этому заключаются еще авторские договоры.
С. Спиваковская: Сколько тут разных нужно заключать договоров.
М. Деревянко: Смотря какая деятельность будет ими осуществляться. Может быть, это будет только авторский договор, то есть, договор на создание произведений. Или, если постфактум отношения оформляются, то это будет лицензионный договор. Помимо трудовых договоров, существует другая схема, можно оформить эти отношения с помощью договора авторского заказа, то есть, заказа на создание произведения. Эти договоры должны быть составлены правильно, и к этим договорам должны прилагаться технические задания. Если договор заключается вначале, до того, как работа будет произведена, то, насколько возможно нужно описать то, что планируется получить по этому виду деятельности.
С. Спиваковская: Это, насколько я понимаю, речь идет о создании сайтов, либо о создании…
М. Деревянко: Приложений, о которых мы говорили.
С. Спиваковская: Там должны быть прописаны характеристики, художественные, технические, да? Техническое состояние составлено в приложении к этому договору?
М. Деревянко: Да, совершенно верно. То есть, можно заключать единый договор, со всеми авторами сразу. Иногда идет по пути составления нескольких договоров, например, заказывают отдельную графику, и когда договор с художником заключают, его сначала заключают предварительно, как договор авторского заказа, и когда графика уже передается, заключают второй договор, в котором приложением идет эта графика, распечатанная в уменьшенном виде. Таким образом, можно защититься от возможных претензий, в дальнейшем от автора.
С. Спиваковская: А, с фотографом и с фотографиями как быть?
М. Деревянко: С фотографами и фотографиями есть ряд правил, касающиеся деятельности фотографа, что касается фотографирования в публичных местах, фотографирования людей и так далее. Я думаю, что этого можно не касаться. Права на фотоизображения передаются так же, как права на графику, только с тем дополнением, что фотограф гарантирует, что он не нарушает ничье персональное право на изображении, например, если речь идет о фотографии человека.
С. Спиваковская: Понятно. Договоры о создании сложного произведения я хотела бы затронуть. В принципе, что является сложным произведением?
М. Деревянко: Сложным произведением является, например аудиовизуальное произведение. В частности, Flash приложения многие, они являются аудиовизуальными произведениями. Согласно 4 части гражданского кодекса, у таких произведений есть свое саморегулирование. Соответственно, существуют требования от авторов, и с ними обязательно нужно заключать авторский договор.
С. Спиваковская: Понятно, а дальше вступают в силу лицензионные соглашения, если твое приложение понравилось и его хочет использовать еще кто-то, да? И ты должен уже предоставить какую-то лицензию?
М. Деревянко: Можно и так. Если речь идет о каком-то использовании, то можно говорить о лицензии какой-нибудь. Если получилось так, что было создано какое-то приложение, или какая-то программа, или сайт, но заранее люди об этом письменно не договорились, и есть необходимость оформить уже существующие отношения, то так же можно заключить договор со всеми авторами на передачу прав на произведение.
С. Спиваковская: Понятно. Ну, и в конце нашей темы «организация бизнеса в интернете», мы не можем не затронуть вопросы о рекламе, потому что, как мы знаем, интернет без рекламы не существует. Расскажите немного про размещение рекламы, про оформление взаимоотношений с рекламодателями.
М. Деревянко: По этому вопросу существует специальный закон, закон о рекламе, его не плохо было бы прочитать любому, кто использует рекламу и хочет ее размещать, или хочет осуществлять посредническую деятельность, являться рекламным производителем, или распространителем. Реклама должна отвечать требованиям, которые в правилах о рекламе перечислены. В частности, если реклама касается каких-то товаров или услуг, для которых существуют специальные требования к рекламе, например алкогольные напитки, пиво, сигареты и так далее, то нужно придерживаться тех правил, которые описаны в законе и ни в коем случае их не нарушать. Так же что касается непосредственно бизнеса в интернете и довольно редко соблюдается это то, что в случае если предприниматель осуществляет дистанционную продажу, или дистанционное оказание услуг, в этом случае, в любом рекламном объявлении должны содержаться ссылки на его адрес, реквизиты и так далее.
С. Спиваковская: То есть, не интернет реквизиты, а физические?
М. Деревянко: Да. Сведения о регистрации в качестве физического лица и почтовый адрес.
С. Спиваковская: А, почему так нужно делать? Что бы налоговой было интересней?
М. Деревянко: Нет, ничего подобного. Это все делается для потребителей. Например, есть сайт интернет магазина, если там не указать реквизиты юридического лица, то в любой момент, владелец этого ресурса может сказать, что он просто размещает рекламную информацию и никак не связан с деятельностью этого магазина. Получится, что все претензии потребителей они не смогут найти удовлетворения.
С. Спиваковская: То есть, это делается для того, что бы потребитель выиграл потом у него суд.
М. Деревянко: Для того, что бы защитить потребителя, что бы можно было этот ресурс, который по его словам предоставляет всего лишь рекламу, какие-то рекламные сообщения размещает, что бы даже он мог нести ответственность за какие-то нарушения, за какие-то убытки, которые понесли потребители.
С. Спиваковская: Давайте, напоследок, подытожим нашу тему, и дадим несколько советов, которые являлись бы напутствием тем, кто вынашивает мечту или идею организовать свой бизнес в интернете. Что бы вы посоветовали?
М. Деревянко: Совет мой довольно простой - я, как юрист, советую обращаться к юристам. В том случае, если бюджет проекта не выдерживает таких расходов, то можно, например, посетить некоторые из мероприятий, на который юристы работают бесплатно, например, в Санкт-Петербурге проводятся такие мероприятия. Идея этих мероприятий в том, что бы сделать этот проект за выходные. Туда приходит очень много программистов, но специфика его в том, что там так же много профессионалов из всяких разных областей, которые оказывают содействие небольшим проектам, и могут дать бесплатную консультацию. По крайней мере, они могут сказать на какие законы стоит обратить внимание, какие законы прочитать, и могут предостеречь от очень простых ошибок, которые можно совершить.
С. Спиваковская: Скажите, Марина, а когда же будут заключаться договора между рекламопроизводителем и рекламопотребителем?
М. Деревянко: Я не очень понимаю, что вы имеете в виду.
С. Спиваковская: Мы же все потребляем рекламу, но нас никто не спрашивает, хотим ли мы ее потребить. Готовы ли мы, может быть, потребить ее за деньги, если нам ее будут показывать и платить за то, что мы ее просматриваем. Я слышала, что такие тенденции где-то наметились, но все равно это пока происходит несанкционированно.
М. Деревянко: Такие проекты существуют. Перевести рекламу полностью на такой режим работы, когда толь по запросу потребителя выдается какая-то информация, вряд ли возможно. Однако законодательство уже защищает потребителя от ненужной ему информации.
С. Спиваковская: Да? Каким образом?
М. Деревянко: Например, спам считается деятельностью незаконной.
С. Спиваковская: Как доказать, что это был спам?
М. Деревянко: В принципе, можно доказать. Рассылка сообщений, содержащие в себе рекламную информацию, которую потребитель не запрашивал, это и есть спам. Но, оградиться от рекламы, которую мы встречаем на улицах, на чьих-то чужих сайтах, пока нет таких возможностей, и я думаю, что вряд ли в ближайшее время будут.
С. Спиваковская: Вот вы, как юрист, который занимается правом в сфере IT, как вы читаете, как это развивается, как развивается организация бизнеса в интернете, в IT сфере, и успевает ли правовое поле обеспечить необходимые запросы?
М. Деревянко: на сегодняшний момент, в нашем государстве, всякая инновационная деятельность является приоритетным, профильным направлением, поэтому все довольно динамично развивается, в некоторых местах даже эффективно, на мой взгляд. Я очень оптимистично смотрю на наших правотворцев.
С. Спиваковская: Скоро весь бизнес будет в интернете?
М. Деревянко: и это тоже. Весь не весь, но все больший сегмент ухолит туда.
С. Спиваковская: это хорошо или плохо?
М. Деревянко: Я не экономист, но как потребитель могу сказать, что мне это удобно, пользоваться интернет магазинами довольно удобно. Вообще, инновации это очень прекрасно.
С. Спиваковская: Раз мы заговорили про инновации и государственные проекты, то мы не можем не коснуться проекта «Сколково», как в этом проекте организован бизнес? Есть ли там особенности?
М. Деревянко: Да, там очень много особенностей.
С. Спиваковская: Интересно узнать про это.
М. Деревянко: Существуют всякие разные программы, по попаданию туда, насколько я знаю, ими люди интересуются отдельно. Скажем так, совсем особенной деятельность, ее нельзя считать деятельностью в интернете, там не только интернет, инновационная деятельность в широком смысле. Я знаю, что в Петербурге проходит инновационный форум, действует клуб новаторов, и они там проводят конкурсы проектов, и проекты, которые после оценки специалистами побеждают, они получают право разместиться в Сколково, им помогают, им дают бюджет. Можно попробовать, уважаемые слушатели, если у вас есть проект подходящий.
С. Спиваковская: Я имела в виду, есть ли там особенности, надо ли регистрировать фирм у, или ты отдаешься Сколково, и они сами за тебя все делают, а ты просто приносишь свои идеи на блюдечке, или как?
М. Деревянко: Вообще - по-разному, там есть гранды, которые разыгрываются. То есть, идея может получить финансирование. Может получить финансирование проект в стадии разработки, может получить финансирование уже готовый проект. Там все довольно гибко, насколько я знаю. Уже сейчас существуют всякие льготные моменты в законодательстве, касающиеся этой зоны, например порядок лицензирования упрощен, или совсем какой-то особенный, в частности, организации, ведущие образовательную деятельность не должны получать там лицензию.
С. Спиваковская: То есть, гениям дается зеленый свет.
М. Деревянко: Вы знаете, я непосредственно проектами, работающими в Сколково не занималась. Просто, так как я в этой сфере работаю, в сфере инноваций, я слышу от ребят всякие сообщения. Как юрист я не работала с проектами, которые там находятся. На мой взгляд, это очень хороший проект, и возможно мы что-нибудь приобретем, как народ, благодаря этому проекту.
С. Спиваковская: Замечательная оптимистичная нота, будем наблюдать за Сколково, будем создавать свой бизнес в интернете. Организовывайте, делитесь опытом, пишите нам свои вопросы, дорогие слушатели. На этом мы прощаемся с Мариной Деревянко. Спасибо, Марина, за интересную беседу, до новых встреч.
М. Деревянко: Спасибо, Светлана.
С. Спиваковская: До свидания.
М. Деревянко: До свидания.